Маркетолог — это специалист, который помогает бизнесу продавать. Он находит целевую аудиторию, доносит ценность продукта и делает так, чтобы клиенты приходили, покупали или оставляли заявки на целевое действие. Если маркетинг работает, про продукт знают, ему доверяют и покупают снова.
В статье мы расскажем, кто такой маркетолог в 2025 году, какие у него обязанности в зависимости от направления деятельности, сравним плюсы и минусы этой профессии и подскажем, где и как приобрести эту специальность.
Основные обязанности маркетолога сегодня
Работу маркетолога можно условно поделить на 3 больших направления:
.jpg)
Изучать: целевую аудиторию, источники трафика, продукт компании, конкурентов
сегментировать аудиторию по интересам, поведению, источнику трафика, этапу принятия решения;
собирать обратную связь. Проводить опросы, знать, что важно для клиента, почему он выбрал продукт компании, что смущает или чего не хватает. Это даст идеи для улучшения продукта и коммуникации;
изучать источники трафика с помощью сервисов аналитики — GA4, Яндекс Метрики, Roistat, отслеживать, откуда приходят пользователи, какие каналы приносят релевантный и эффективный трафик и как он конвертируется в заявки или покупки;
постепенно всё глубже погружаться в аналитику. Например, не весь канал работает, а только определённая рекламная кампания с таргетом на определённую аудиторию или сегмент, и важно уметь вычленять, что именно работает эффективно, а не только «весь канал работает или не работает»;
исследовать путь клиента от первого касания до покупки;
мониторить ближайших конкурентов, по ценам, рекламным и маркетинговым активностям.
Разрабатывать маркетинговую стратегию компании и позиционирование бренда. Выявлять ключевые преимущества продукта, которые помогут отстроиться от конкурентов. Управлять брендингом компании, формировать ее положительный, позитивный образ.
Запускать рекламные кампании и тестировать гипотезы.
проводить A/B-тестирование;
контролировать рекламные кабинеты;
составлять УТП;
придумывать механику скидок и акций;
использовать квиз-маркетинг;
выстраивать воронки продаж;
находить точки роста и генерировать гипотезы.
У маркетолога должен быть аналитический и креативный ум.
Пример обязанностей маркетолога на HH.ru
Маркетологи по узкой специализации бывают разные, чтобы избежать путаницы, распишем, какие бывают и чем отличаются.
DMM vs PMM: в чём отличие
В крупных компаниях функционально может быть две специализации маркетолога:
- DMM, от английского division marketing manager — «маркетолог подразделения компании».
- PMM, от английского product marketing manager — «продуктовый маркетолог».
Оба специалиста выполняют схожие задачи, однако продакт-маркетолог в первую очередь влияет на развитие продукта и отвечает за весь его жизненный цикл и за показатели прибыли тоже. В то же время обычный маркетолог сосредоточен на взаимодействии с потенциальными покупателями, на продвижении и позиционировании товара или услуги на рынке.
Кто такой контент-маркетолог и что он делает
Контент в маркетинге — это любой вид информации, которую создают и распространяют для привлечения и удержания аудитории.
Контент-маркетолог разрабатывает план и в соответствии с ним создаёт полезный и увлекательный контент для привлечения и удержания аудитории: рекламные ролики, УТП, слоганы, лендинги, рассылки и так далее. Также он определяет, по каким каналам связи и как именно лучше всего дистрибутировать уже готовый контент.
Обязанности контент-маркетолога
Разработка и внедрение стратегии, генерация гипотез, подбор площадок и непосредственно само размещение контента.
Оценка эффективности контента. У контент-маркетолога свои KPI, перечислим основные:
Объём трафика. Количество посетителей сайта, пришедших из различных источников (таргетированная реклама, социальные сети, органический поиск и т. д.).
Охват. Сколько пользователей увидели контент (например, публикации в социальных сетях).
Конверсия. Процент читателей, посетителей и подписчиков, которые стали клиентами или оставили контактные данные.
Отказ. Доля пользователей, покинувших сайт после посещения первой страницы.
Вовлечённость. Активность пользователей на ресурсе (лайки, комментарии, репосты).
Открываемость писем. Процент, сколько человек открыло письмо из email-рассылки.
Выполнение контент-плана. Если у контент-маркетолога есть контент-план, по которому он работает, можно отслеживать, выполняется ли он: вовремя ли выходят посты, не забыты ли какие-то публикации и т. д.
Управление командой. В крупных компаниях контент-маркетолог входит в команду или редакцию и следит, как реализуется участниками контент-стратегия.
Что делает SMM-маркетолог
Специалист в области SMM-маркетинга продвигает продукт, компанию или эксперта через социальные сети. Он стремится к тому, чтобы сформировать интерес у аудитории соцсетей.
💡 Про SMM-маркетолога и его обязанности рассказали в отдельной статье, что должен уметь и с чего начать карьеру
Здесь коротко скажем про основное.
Обязанности SMM-маркетолога
Продвижение аккаунтов компании в соцсетях.
— придумывать идеи для контента и создавать его. Если ресурсы ограничены, то писать посты самостоятельно, снимать сторис, рилс, видео и так далее. Если есть контент-команда, то составлять ТЗ для копирайтеров, дизайнеров, монтажёров;
— собирать воронки с ботами в мессенджерах;
— настраивать таргетированную рекламу в рекламных кабинетах соцсетей;
— использовать квизы как посадочные страницы, уметь интегрировать маркетинговые квизы как приложение в VK miniApps, использовать их в воронках продаж, в связке с постами.
Отслеживание метрик. Выявлять успешные форматы, находить точки роста в маркетинговой воронке.
💡 Есть и другие виды специалистов-маркетологов. Например, таргетологи, которые специализируются только на работе с рекламным трафиком — про них в нашей отдельной статье
Что должен уметь маркетолог в 2025 году
⭐️ Определять целевую аудиторию и управлять её спросом; должен знать, что такое позиционирование на рынке, какие каналы для продвижения использовать, и уметь сегментировать пользователей и формировать маркетинговую стратегию.
⭐️ Делать выводы из статистики, выдвигать гипотезы и тестировать их, плотно работать с данными из систем аналитики — Яндекс Метрики и Google Analytics.
⭐️ Работать в Яндекс Директе, Google Ads, VK Ads и другими рекламными кабинетами, уметь настраивать в рекламные кампании и оценивать их эффективность.
⭐️ Должен знать, как верстать сайты, лендинги, email-письма, чтобы поставить эту задачу другим профильным специалистам.
⭐️ Должен понимать мотивы целевой аудитории, как устроено её мышление, что ею движет и как она поступает в различных ситуациях. Эти знания помогут сделать товар или услугу более привлекательными для покупателей. Изучать поведение клиентов по всей воронке, а не только до степени лида.
⭐️ Должен взаимодействовать с отделами продаж, финансов, рекламы, аналитики и проектов — почти со всеми департаментами компании. Он должен уметь управлять командой, ставить задачи и следить за их выполнением.
🔥 Преимуществом будет знать принципы работы квиз-маркетинга, как собрать эффективные квизы для лидогенерации и теста гипотез.
Основные hard-skills маркетолога
— знание рекламных кабинетов
— знание и умение применять разные форматы контента
— знание актуальных трендов digital-маркетинга
— понимание основных метрик эффективности рекламы и умение работать со статистикой по всему трафику
— использование искусственного интеллекта в работе
— знание основ квиз-маркетинга
💡 Три главных тренда квиз-маркетинга в 2025 году
Основные soft-skills маркетолога
— любознательность
— умение убеждать
— многозадачность
— креативность
— обучаемость
Плюсы и минусы профессии глазами самих маркетологов
Как стать маркетологом с нуля в 2025 году
Выбрать направление. Определить, в какой области маркетинга хочется развиваться, чтобы понять, чему нужно учиться и какие навыки развивать. Для этого можно подписаться на каналы крутых маркетологов. Вот некоторые из таких каналов:
- дорого в маркетинг,
- Олег Копылов | Про AI, контент и маркетинг,
- Алексей Конорев | Маркетинг,
- b2-контент и маркетинг,
- Илья Еремин | Контент-маркетинг,
- Русский маркетинг | Маркетинг
- Беспощадный пиарщик | Маркетинг и PR
- Мама сказала скинуть бриф | SMM
- Официальный канал про квиз-маркетинг от Marquiz | Квиз-маркетинг
Изучить основы. Можно получить диплом по маркетингу, окончить онлайн-курсы или заняться самообучением.
Получить практический опыт. Можно пройти стажировку в маркетинговое агентство или в компанию. Например, вот стажировка от Яндекс. А отдельно у Яндекс Практикума есть курс «Интернет-маркетолог».

Можно бесплатно начать учиться, чтобы понять, подходит ли программа.
Вот один из модулей программы уже входит блок про квиз-маркетинг:
.jpg)
Ещё один вариант — работать на фрилансе, зарегистрироваться на биржах вроде сайта freelance.ru. Но есть узкоспециальные биржы, где можно найти специалистов определённых профессий. Есть такие и для маркетологов:
.jpg)
Пример взят с биржи kwork.ru
Также на начальном этапе можно предлагать услуги знакомым, например, настраивать email-рассылку для интернет-магазина или разрабатывать стратегию продвижения.
💡 Самый первый опыт можно и нужно приобрести, продвигая свои собственные услуги и себя как маркетолога-специалиста. Для этого можно воспользоваться шаблоном квиз-брифа от Марквиз. Это поможет продемонстрировать профессиональный подход и получить ответы на стандартный пул вопросов
Создать портфолио. Собрать примеры проектов, коротко описать их и рассказать о результатах работы. Также полезно добавить отзывы клиентов, чтобы подчеркнуть достижения.
Продолжать развиваться. Нужно осваивать новые инструменты.
2. Знать методы тестирования гипотез.
3. Уметь автоматизировать процессы с помощью ИИ.
4. Уметь собирать и тестировать MVP.
Развивать личный бренд. Можно вести блог или Telegram-канал, где делиться своими знаниями и опытом. Также полезно публиковать кейсы на профессиональных площадках, выступать на отраслевых конференциях, создавать обучающий контент и активно участвовать в профессиональных сообществах.
💡 В 2025 году неотъемлемой частью маркетинга станут нейросети и искусственный интеллект. Важно освоить работу с этими инструментами для создания контента, анализа данных, генерации идей и автоматизации рутинных задач
Востребованность профессии
Сервис по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob в октябре 2024 года изучил предложения работодателей и ожидания претендентов на позицию менеджера по маркетингу в разных отраслях экономики Москвы.
Среди отраслей, в которых востребованы менеджеры по маркетингу:
— IT,
— ретейл,
— услуги B2B.
Базовые навыки для начинающего маркетолога
Знать основы. Необходимо понимать, что такое целевая аудитория и как её определять, какие маркетинговые инструменты и методы продвижения существуют и как их правильно использовать.
Уметь проводить интервью и маркетинговые исследования. Нужно уметь строить гипотезы, проводить опросы, эксперименты, фокус-группы, тестировать новые каналы и подходы, чтобы повысить эффективность продвижения. Знать подход Jobs To Be Done, понимать принцип работы с Лестницей Ханта, как сегментировать клиентов.
Уметь работать по принципу Growth Hacking. Способность постоянно генерировать новые идеи и решения, которые позволят бизнесу выделиться среди конкурентов и привлечь внимание аудитории.
Владеть основным рекламными кабинетами. Знать, как настраивать кампанию, анализировать метрики
Работать с большим объёмом данных и цифр. Нужно владеть инструментами аналитики (Google Analytics, Яндекс Метрика, Excel), уметь интерпретировать результаты и делать выводы.
Иметь навыки презентации и переговоров. Умение убедительно представлять идеи, защищать свои стратегии и доносить преимущества продуктов и услуг до клиентов.
Уровень оплаты труда
Зарплаты маркетологов отличаются в зависимости от отрасли. Больше всего зарабатывают маркетологи в IT, строительстве и фармацевтике. Для примера подробно разберем зарплаты специалистов разных уровней в IT (по данным Зарплатомера за 2024 год):
— начинающий маркетолог в Москве получает от 60 000 до 80 000 рублей, в Санкт-Петербурге — от 50 000 до 65 000 рублей, в регионах — от 40 000 до 45 000 рублей;
— среднерыночная зарплата маркетолога в Москве составляет 130 000 рублей, в Санкт-Петербурге — 110 000 рублей, по России — от 75 000 до 95 000 рублей;
— максимальная зарплата опытного маркетолога в Москве может достигать 300 000 рублей, в Санкт-Петербурге — 250 000 рублей, в регионах — от 130 000 до 160 000 рублей.
Часто задаваемые вопросы
Какие навыки и компетенции необходимы маркетологу для успеха в современном рыночном ландшафте?
Для успеха маркетологам необходимы навыки мульти-инструментальности, умение выделять и формулировать УТП (уникальные торговые предложения), а также способность работать с большими данными для выявления ценных инсайтов.
Какие инструменты и платформы будут наиболее востребованы маркетологами для реализации своих стратегий в 2025 году?
В 2025 году маркетологи будут использовать инструменты AI, платформы для управления данными, системы автоматизации маркетинга и социальные сети для реализации своих стратегий. Квизы выходят на новый уровень, с их помощью можно обойтись без сайта, интернет-магазина и сборки посадочных страниц.
Как маркетологи могут измерить эффективность своих кампаний и стратегий в условиях быстро меняющегося рынка?
Маркетологи могут измерять эффективность кампаний, используя ключевые показатели эффективности (KPI), подробно про все важные метрики рассказали отдельно.