Насмотренность простыми словами — это накопленный визуальный опыт. Чаще всего понятие используют в сфере моды, но оно существует и в digital-сферах: дизайне, маркетинге и создании продуктов. Насмотренность позволяет профессионалу определить лучшее решение. Рассказываем, в чём она выражается, и как её развить.
Что такое насмотренность и зачем она нужна
Насмотренность чем-то похожа на начитанность. Представим девушку-подростка, которая зачитывается очередным дешёвым романом про вампиров и любовь. Сейчас ей эта книга нравится. Но если она прочитает ещё 100 разных книг, среди которых будут качественное фэнтези, бессмертная классика и годный нон-фикшн, её будет тошнить от одного только вида подростковых романов. Начитанность помогает отличать плохие книги от хороших. Так же работает и насмотренность.
💡 Насмотренность помогает отличать плохие решения от хороших в разных сферах
Кроме этого насмотренность позволяет:
Отсеивать нерабочие варианты. Опытный специалист может сделать это без А/Б-тестирования.
Быстрее генерировать идеи. Все новые идеи — это сочетание нескольких старых. А старые идеи накапливаются с опытом.
Понимать тренды. Результат работы «насмотренного» профессионала будет дольше оставаться актуальным.
Прогнозировать и формировать тенденции. Проект, сделанный «насмотренным» специалистом, может задать тренд в своей сфере.
Кому нужна насмотренность
Своя насмотренность есть в каждой профессии. Повар по одному виду соуса может определить, что в него не добавили. Таксист со временем начинает чувствовать проблемных клиентов. Опытный фотограф по одному взгляду на фото поймёт, какие настройки выставлены в фотоаппарате.
Но больше всего насмотренность нужна людям интеллектуальных digital-профессий — в них многое зависит от опыта. К таким профессиям относятся продуктовый менеджер, дизайнер и маркетолог.
Насмотренность в создании продукта
Продуктовый менеджер управляет командой. Цель работы — создание нового продукта. От решений специалиста зависит, насколько популярным и удобным для пользователя получится продукт.
В чём заключается
Искать креативные решения. Если у продукта уже есть альтернативы на рынке, задача продуктового менеджера — сделать его уникальным, чтобы отстроить от конкурентов. Создать уникальное предложение для неуникального продукта — креативная задача.
Пример:
В 1950-м году Энрик Бернат решил продолжить семейное дело и стать кондитером. Он знал, что обычные конфеты уже не заинтересуют публику. Покупатели жаловались, что дети пачкают руки, когда вынимают конфеты изо рта. В итоге, одежду, руки и волосы приходилось отмывать от сахара. Поэтому Энрик Бернат придумал оригинальное решение — выпускать конфеты на палочке. Так появились Chupa Chups.
Анализировать подходы и кейсы. Опытный менеджер знает, какие решения не сработали и почему. Поэтому он не предложит их для нового продукта или сервиса.
Пример:
Когда Павел Дуров начал разработку Telegram, на рынке уже были другие популярные мессенджеры — WhatsApp и Viber. Но разработчик изначально заявил о безопасности сервиса: никто не получит данные из переписок. По данным на 2025 год, мессенджером пользуется 75% россиян и занимает второе место по популярности в мире.
Ставить задачи творческой команде. Насмотренность помогает менеджеру сформулировать свои запросы так, чтобы их поняли дизайнеры, копирайтеры, SMM-менеджеры, и прочие члены команды.
Пример:
В 1969-м году тот самый кондитер Энрик Бернат, что изобрёл Чупа-Чупс, заказал логотип у Сальвадора Дали. Он сформулировал задачу коротко: сделать хороший логотип для достижения будущих бизнес-целей. И Дали нарисовал именно такой логотип — им можно было обернуть конфету. Для сравнения, раньше логотип компании находился сбоку. А теперь конфета была похожа на цветок и стала узнаваемой.

Логотип, который Сальвадор Дали нарисовал за час, до сих пор используется компанией
Как помогает
Создавать удобный, популярный продукт с минимальными затратами ресурсов. Пользователи делают выбор в пользу этого продукта среди конкурентов. Решения внутри продукта остаются актуальными долгое время.
Насмотренность в дизайне
К дизайнеру обращаются за качественным визуалом. Вся работа в дизайне завязана на насмотренности.
В чём заключается
Создавать эстетичные и практичные композиции. Дизайнер видит, что выглядит красиво и гармонично, а что лучше убрать. Так получаются продуманные интерфейсы.
Выбирать актуальные решения. Представим, что в 2025 году дизайнер сверстал рекламный баннер в Word: c 3D-буквами и нарисованными в Paint фигурами. Этот баннер вряд ли заинтересует аудиторию. Хотя 15 лет назад так можно было делать рекламу.
Или вот пример, нерабочего дизайна:

Лендинг психолога выполнен по канонам 2010-го года: простые формы-блоки, много текста, блеклые цвета
Пример аккуратного и информативного лендинга:

Лендинг в Марквизе собирается из готовых блоков, его трудно испортить, так как заданная структура — результат работы опытного дизайнера Марквиз. По такой структуре можно сделать красивый лендинг даже недизайнеру
Оценивать чужие работы. Насмотренность учит критически оценивать работы других дизайнеров — как младших коллег, так и дизайнеров-конкурентов.
Насмотренность в маркетинге
Маркетолог запускает кампании и продвигает товары. Без насмотренности на объявления и баннеры кампании не будут цеплять аудиторию — а значит, получат меньше просмотров. Соответственно компания получит меньше продаж.
В чём заключается
Отслеживать тенденции. В маркетинге тоже есть свои тренды. Президент Франции Эмманюэль Макрон получил пощёчину от жены. Всего через пару дней бренд Cartier выпустил рекламу, посвящённую инциденту.

Бренд Cartier прорекламировал кольцо «по горячим следам» инцидента с Макроном
Искать новые инструменты. На рынке появляются новые инструменты, и маркетолог должен их осваивать.

Такой инструмент как квиз-магазин появился относительно недавно. Он помогает собрать контакты и подвести пользователя к покупке
💡 Подробно о новом способе продажи в интернете, без маркетплейсов и сложных интернет-магазинов
Смотреть и оценивать чужие работы и кейсы. Речь как о проектах коллег, так и о кампаниях конкурентов. Маркетинговый квиз изначально работал для лидогенерации, но опытные маркетологи используют его ещё и как HR-инструмент для привлечения соискателей на различные должности. Просто в процессе работы с квизами возникла мысль «А чем кандидаты не лиды?»

Насмотренность помогла маркетологу Алёне Черезовой получить 329 заявок для строительной компании с помощью квиза в 1 вопрос
Вдохновляться примерами из других сфер. Причём не обязательно смежных.

Найти вдохновение для рекламы можно в искусстве
В чём помогает насмотренность в маркетинге
Опередить конкурентов. Не обязательно создавать революционную рекламу — достаточно просто сделать кампанию лучше, чем у конкурентов.
Привлечь внимание клиентов. Качественная реклама захватывает внимание.
Повысить лояльность аудитории. Реклама, цепляющая за душу, помогает выстроить отношения с аудиторией.
Как тренировать насмотренность
Насмотренность — это прежде всего опыт. А набрать опыт можно в любой сфере. В сети есть источники успешных работ из любой сферы. Главное — соблюдать несколько правил:
Создать привычку. От одного просмотра успешных работ раз в месяц ничего не изменится. Прокачивайте насмотренность по 15–20 минут, но каждый день.
Анализировать примеры. От бездумного просмотра работ пользы не будет. Подумайте, что зацепило ваше внимание, что понравилось, а что наоборот, раздражает.
Создавать мудборды. Их ещё называют «доски настроения». Соберите в одном месте всё, что вас вдохновило, или все возможные решения какой-либо задачи. Это могут быть цвета, шрифты, заголовки, иллюстрации, интерфейсы, и прочее.
Максим Кожокару, продуктовый дизайнер и сооснователь онлайн-конструктора Марквиз:
«Больше всего развивает насмотреннность история: искусств, развития технологий и архитектуры, дизайна. Если из современных, то нужно выбрать направление, найти лучших и смотреть, что делают эти лидеры. Невозможно отследить, когда накапливается насмотренность. Тут как по законам диалектики: количество переходит в качество и оказавшись в новом качестве ты ощущаешь новые ценности, а старые кажутся уже не такими стоящими. Хороший маркер эволюции насмотренности — новые ценности. Ценности Марквиз: Красота, Забота, Слушание, Антихрупкость»
💡 В подкасте Марквиз «Квизы. Лиды. Продажи» Максим рассказал, что изучить маркетологу, чтобы оценивать дизайн
Насмотренность формируется комплексно, поиск новых идей должен лежать за пределами основной сферы работы. Например, художник может обращаться за вдохновением к биологии, а инженер — к музыке. В таблице несколько источников насмотренности для разных профессий. Но кроме них можно обращаться к подкастам, искусству, хобби, друзьям и путешествиям. В широком смысле насмотренность — это опыт, который мы черпаем из жизни.
Главные мысли
Насмотренность — это опыт в профессиональной сфере. Он помогает отличать удачные решения от неудачных. Своя насмотренность есть в любой профессии: от грузчика до пилота ракеты. Больше всего она нужна представителям digital-профессий — в этих сферах от насмотренности зависит слишком многое.
Чтобы натренировать насмотренность, нужно смотреть примеры удачных работ и решений в своей сфере. Но в широком смысле, насмотренность — это жизненный опыт. Поэтому чтение художественной литературы, поход в театр и класс по йоге — это тоже тренировка насмотренности.
Насмотренность — это опыт, который не получится набрать за один день. Поэтому лучше сделать развитие насмотренности частью своего ежедневного расписания и анализировать увиденные работы.
💡 Если вы маркетолог — приглашаем посмотреть кейсы с маркетинговыми квизами. Множество идей, как привлечь клиентов, сегментировать аудиторию, проверять гипотезы от клиентов Марквиз