Шаблоны
Тарифы

Генератор UTM меток

Адрес страницы, на которую настроен трафик  (сайт, лендинг, квиз)

Источник трафика

Обязательные параметры

Источник кампаний
utm_source
Тип рекламы
utm_medium
cpc — контекстная реклама

Дополнительные параметры (рекомендуем дать своё значение или подставить автоматически)

Название кампании, если одновременно продвигается несколько продуктов или услуг
utm_campaign
Тип объявления, если форматов рекламы много
utm_content
Ключевое слово в рекламном кабинете
utm_term

Готовая ссылка с utm-метками

Ссылка успешно скопирована

Сокращённая ссылка (clck.ru)

Сократить
Ссылка успешно скопирована
Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.

Диаграмма Исикавы: принципы и примеры применения схемы «рыбьей кости»

Для того чтобы решить сложную, регулярно повторяющуюся проблему, её необходимо разобрать «по косточкам». Один из способов быстро вскрыть причину конфликта в работе компании или бизнес-процессах — диаграмма Исикавы (Ишикавы), по-другому, диаграмма «рыбьи кости» (Fishbone Diagram). В этой статье расскажем, когда этот метод наиболее эффективен и как правильно составить диаграмму Исикавы.

Что такое диаграмма Исикавы и зачем она нужна

Диаграмма Исикавы — это метод визуализации причинно-следственных связей, которые привели команду к проблеме. Другие названия метода:

  • дерево причинно-следственных связей,
  • диаграмма «причина — следствие»,
  • диаграмма «рыбьи кости» — потому что графическая визуализация напоминает скелет рыбы.

Это инструмент выявления, систематизации и анализа причин конкретной проблемы. Метод помогает командам понять истоки проблемы и разработать план её решения.

Немного истории

Автор метода — профессор Токийского университета, известный специалист в области управления качеством, один из разработчиков японских промышленных стандартов Каору Исикава (1915 — 1989). Он изучал узкие места в бизнес-процессах в горнодобывающей и автомобильной промышленности и в середине XX века предложил метод, по которому можно определить причину проблемы.

Диаграмма Исикавы использовалась как один из инструментов контроля качества на верфях «Кавасаки», а затем её стали применять и другие компании. Например, «рыбью кость» апробировала компания Mazda Motors при разработке спорткара MX5.

Сейчас дерево причинно-следственных связей активно используется компаниями разных отраслей и масштабов.

Как выглядит диаграмма Исикавы?

Диаграмма Исикавы, действительно, напоминает скелет рыбы. Слева изображается «голова» — это проблема или ситуация, требующие решения.

Рыбья кость Исикавы

От головы отходят «косточки» — причины первого порядка, которые и привели к проблеме. Каждая «косточка» первого порядка может быть детализирована — на причины более мелкие

При построении диаграммы Исикавы можно использовать два подхода: академический или творческий.

Академический подход:

«Косточки-причины» первого порядка определяются заранее. Это такие обобщённые категории, составляющие бизнес-процесса.

Основными «косточками» могут быть: сотрудники, оборудование, материалы, технологии, среда. Далее, в процессе обсуждения, они обрастают деталями.

Например, при исследовании проблемы «Низкая конверсия из лида в продажу» комплекс причин, связанных с сотрудниками, может быть таким:

недостаточное количество специалистов — не успевают обрабатывать заявки,

низкая квалификация менеджера — неэффективно отрабатывает возражения.

👍 Преимущество академического подхода — команда предварительно составляет «карту рисков», что помогает придерживаться определённой структуры во время обсуждения, не уходить в сторону, отрабатывать причину за причиной.

🤔 Недостаток —  заранее ограниченный круг причин сужает пространство поиска.

Творческий подход:

Команда прямо в процессе обсуждения формирует «скелет рыбы», озвучивая всё, что приходит в голову по заявленной проблеме.

👍 Это позволяет оценить все возможные причины, даже на первый взгляд самые невероятные, и найти нетривиальное решение.

🤔 Минус такого подхода в том, что нужно в процессе мозгового штурма выстраивать иерархию причин, выделяя из них факторы первого, второго, третьего порядка.

💡 Какие ещё есть альтернативные методы для решения задач и поиска первопричин проблем — собрали в большом бесплатном гайде «Сила вопросов»

Этапы построения диаграммы Исикавы: показываем на примере

Построение диаграммы Исикавы происходит в 4 этапа.

Этап 1. Собираем команду для обсуждения

Метод Исикавы подразумевает именно коллективный мозговой штурм. Связано это с тем, что в бизнес-процессах заняты представители разных подразделений и каждый видит проблему под своим углом. Аналогично взгляд собственника и сотрудников на ситуацию могут сильно различаться.

Этап 2. Формулируем проблему

Проблема должна быть сформулирована максимально конкретно и лаконично. Опытные исследователи советуют для наглядности использовать конкретные показатели: количество, проценты. Проблему помещают в голову «рыбы». Например, снижение уровня продаж, невыполнение плана на 20%

Этап 3. Обозначаем основные факторы риска или генерируем причины первого порядка

Люди: не хватает менеджеров, проблемы с мотивацией сотрудников…

Технологии: некорректная работа интернет-магазина, сложная CRM-система…

Среда: новый конкурент, снижение покупательской способности…

Этап 4. Детализируем причины первого порядка, формулируем подпричины

Почему уходят старые или не задерживаются новые сотрудники?

Почему сайт даёт низкую конверсию в заявку, что можно исправить?

Какие есть преимущества у конкурентов?

Глубина детализации зависит от сложности проблемы. Впадать в крайности не нужно: если остановиться только на «скелетных косточках», не погружаясь вглубь, можно упустить важные причины и следствия. Если создавать слишком детализированную и разветвлённую структуру, есть риск размыть фокус внимания, уйти в сторону от исследуемой проблемы.

💡 Рассказываем, как решить проблемы низких конверсий, холодных лидов и отсутствия продаж в бесплатном гайде «100 миллионов лидов»

Как правильно выявить проблему: метод «5 почему»

При составлении диаграммы Исикавы очень полезным будет метод «5 почему». Это логическая техника, помогающая докопаться до коренной причины проблемы. Суть метода — многократное задавание вопроса «Почему?» по отношению к каждой выявленной причине.

Например:

  • Почему возник брак? — Потому что детали неправильно собраны.
  • Почему они собраны неправильно? — Потому что работник допустил ошибку.
  • Почему он допустил ошибку? — Потому что не прошёл обучение.
  • Почему он не прошёл обучение? — Обучение не было запланировано.
  • Почему не было запланировано? — Нет системной программы обучения.

Такой подход позволяет найти первопричину проблемы.

💡 Какие бывают вопросы и как правильно их задавать — читайте в гайде «Сила вопроса» для маркетологов, предпринимателей и продуктологов

Как подходить к решению проблемы

Когда перед глазами будет комплекс причин, которые в той или иной степени повлияли на возникновение проблемы, можно принимать решение, что делать дальше.

Можно использовать матрицу Эйзенхауэра, разделив все причины на 4 группы:

— важное срочное,

— важное несрочное,

— неважное срочное,

— неважное несрочное.

Срочность и важность в матрице Эйзенхауэра

Так будет понятно, какие причины нужно устранить первыми.

Ещё работает метод тепловой карты рисков. При составлении такой карты на одной оси отражается вероятность появления риска, на другой оси — влияние на бизнес или проект. Каждый выявленный в процесс составления диаграммы фактор необходимо расположить на карте.

Более подробная оценка рисков

Пример тепловой карты рисков

Часто в процессе составления диаграммы выясняется, что у сложной проблемы находится довольно простое и быстрое решение. Но бывает и ситуация, когда к появлению проблемы привело что-то, на что компания повлиять не может.

В любом случае, полная картина причинно-следственных связей поможет планировать дальнейшую работу. После анализа формулируется план действий: как перенастроить процессы, чему обучать сотрудников, где усилить контроль качества.

Преимущества и недостатки диаграммы Исикавы

Как и у любого прикладного инструмента, у диаграммы Исикавы есть преимущества и недостатки.

Преимущества:

✅ Дерево причин и следствий можно использовать в любой сфере и в любом бизнесе.

✅ С помощью диаграммы Исикавы можно визуализировать абстрактную информацию, разобрать на простые составляющие сложный комплекс проблем.

✅ Метод позволяет рассмотреть проблему с разных сторон, учитывать мнения всех задействованных в бизнес-процессах.

✅ Работа над диаграммой может стать одним из способов сплочения команды: каждый может быть услышан и каждый может внести свой вклад в решение проблемы.

Недостатки

❌ Диаграмма Исикавы позволяет увидеть только относительно полный комплекс факторов, влияющих на проблему. Полнота зависит от состава команды, эффективности совместной работы, заинтересованности всех участников.

❌ Дерево причин и следствий не учитывает взаимосвязи между причинами и не определяет силу влияния каждой причины на сложившуюся ситуацию.

Создать надёжную систему лидогенерации по гайду Марквиз
100 млн лидов
Пошаговая методология от создателей Марквиз. Решение проблемы низких конверсий, холодных лидов и отсутствия продаж
Читать гайд
Сила вопроса
Большой обзор всех методов вопрошания. Меняем бизнес-процессы, учимся задавать правильные вопросы и находить креативные решения
Читать гайд

Блог

Кейсы, дайджесты и отборные рекомендации

Упс! Что-то пошло не так при отправке формы.
Упс! Что-то пошло не так при отправке формы.